на первый
заказ
Реферат на тему: Западная и восточная философии и религии
Купить за 400 руб.Введение
С древних времен Запад и Восток считались "противоположными" сторонами мира, и это утверждение относится не только и не столько к географии, сколько к менталитету и мировоззрению.Философская мысль как на Востоке, так и на Западе берет свое начало в лоне мифологии как изначальной формы общественного сознания. Мифологии свойственен синкретизм, неспособность человека отличать себя от окружающей его среды и объяснять явления естественными причинами. Он объясняет мир и все явления, которые он содержит, через действия богов и героев. Но в мифологии впервые в истории человечества поднимается ряд философских вопросов: как появился мир и как он развивается; что такое жизнь и смерть и тому подобное. Философия Запада и Востока появляется как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства. Таким образом, возникновение философии в Древней Индии относится примерно к I тысячелетию до нашей эры, когда на ее территории начали формироваться рабовладельческие государства.
В Китае философия возникает в VI-V вв. До н.э., когда там начинается процесс расслоения общества на классы. В Греции античная философия зародилась в городах-государствах ("полисах") на рубеже VII-VI веков до нашей эры, сначала на западном побережье Малой Азии, затем в греческих городах-государствах острова Сицилия и, наконец, в Греции, в Афинах (V век до нашей эры). Он связан с возникновением и развитием классового общества рабовладельцев, создавшего условия для процветания культуры древнего мира.
Однако нельзя сказать, что Запад и Восток живут отдельно друг от друга, не вступая в контакт. Напротив, Запад и Восток активно контактируют, пытаются понять друг друга, несмотря на принципиальные различия в философии и подходах к жизни. Эти различия выявились на заре становления философской науки и в конечном итоге определили появление разных типов мировоззрений - западных и восточных.
Актуальность работы обусловлена тем, что закономерностью развития западной и восточной философии является идейность философского знания. Нравится вам это или нет, но идеи, точки зрения, теории и философские системы либо идеалистичны, либо материалистичны, а иногда и эклектичны (комбинации этих двух типов мировоззрений).
Задачи работы:
- изучить сущность западной философии и религии;
- рассмотреть черты восточной философии и религии;
- провести анализ философских оснований диалога западной и восточной цивилизаций.
Цель работы: исследование особенностей западной и восточной философии и религии.
Объект исследования - философия.
Предмет исследования - западная и восточная философия.
Говоря о теоретической и методологической основах исследования, следует отметить, что теоретической базой выступает диалектическая логика и системный подход.
Оглавление
- Введение 2- Теоретическое обоснование западной и восточной философии и религии
- Характеристика западной философии и религии
- Основные черты восточной философии и религии
- Анализ соотношения западной и восточной философии
- Анализ философских оснований диалога западной и восточной цивилизаций
- Заключение 12
- Список литературы 14
Заключение
Развитие философии на Востоке и на Западе при всей своей оригинальности и своеобразии имеет ряд общих закономерностей. Философская мысль как на Востоке, так и на Западе зародилась в мифологии как первая форма общественного сознания. Кроме того, оно появляется как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства.Философия Запада и Востока обращается к универсальным ценностям. Она исследует явления, которые всегда волнуют человека. И восточная, и западная философии древнего мира были озабочены проблемами добра и зла; красиво и некрасиво; справедливость и несправедливость; дружба, общение, любовь и ненависть; счастье, удовольствие и страдание и многое другое.
В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, причем рассматривает проблему человека с точки зрения практики. Философия Запада является многопроблемной: она исследует натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, логические, этические, политические, правовые проблемы. Западная философия обращается к человеку чаще не через его практическое бытие или этикет, а предлагает ему общие принципы бытия и познания. Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же философское течение предстает и как собственно философское, и как религиозное. Примеры тому брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство. Западная же философия более привержена научной методологии и отмежевывается от религии. Философские учения Запада в эпоху древнего мира не превратились ни в одну из мировых религий. Более того, в западной античной философии, прежде всего в сочинениях Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара и других философов, довольно сильна атеистическая тенденция. Разработка категориального аппарата в западной и восточной философии также содержит свою специфику. В Восточной философии органически воспринимаются многие категории, предложенные мифологией.
Подводя итог рассмотрению философии античного мира, следует сказать, что именно "душа" его культуры во многом определяет облик духовной цивилизации Запада и Востока. Дело в том, что философия охватывала все духовные ценности древнего мира: искусство и религию, этику и эстетическую мысль, право и политику, педагогику и науку.
Вся духовная цивилизация Востока несет призыв к существованию человека, к его самосознанию и к его совершенствованию через уход от материального мира, что может повлиять только на весь образ жизни и овладение всеми ценностями. культуры народов Востока.
Духовная цивилизация Запада показала себя более открытой к изменениям, к поиску истины в различных направлениях, включая атеистическое, интеллектуальное, практическое.
Следует отметить, что философия - это "душа" культуры, она во многом определяет облик духовной цивилизации Запада и Востока. Дело в том, что философия охватывала все духовные ценности древнего мира: искусство и религию, этику и эстетическую мысль, право и политику, педагогику и науку.
В целом философия древнего мира оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру и развитие человеческой цивилизации.
Таким образом, действительно в литературе Восток и Запад противопоставляются в виде следующих оппозиций: стабильности - нестабильности, естественности - искусственности, коллективности - индивидуальности, рабства - свободы, субстанциональности - личностности, чувственности - рациональности, духовности - материальности, порядка - прогресса, устойчивости - развития и т.д.
Список литературы
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 2015. - 423 с.2. Белоусова Татьяна Викторовна Диалог культур как философская проблема // Вестник КГУ. 2018. №5-6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialog-kultur-kak-filosofskaya-problema
3. Васечко В. Ю., Пургин С. П. Древняя и средневековая восточная философия: учебное пособие. - 2017.
4. История современной зарубежной философии: Компаративистский подход / отв. ред. М. Я. Корнеев. СПб., 2017.
5. Линченко Андрей Александрович Интерпретация и целостность исторического сознания // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interpretatsiya-i-tselostnost-istoricheskogo-soznaniya
6. Линченко Андрей Александрович, Романов Андрей Олегович Европейская идентичность и целостность исторического сознания // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №11-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evropeyskaya-identichnost-i-tselostnost-istoricheskogo-soznaniya
7. Махаматов Т. Т. О диалоге цивилизаций // Финансы: теория и практика. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/о-dialoge-tsivilizatsiy
8. Новая философская энциклопедия : в 4 т. М., 2016.
9. Пендюрина Л.П. Различия между западной и восточной культурами: культурфилософский подход // Вестник МГУКИ. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razlichiya-mezhdu-zapadnoy-i-vostochnoy-kulturami-kulturfilosofskiy-podhod
10. Станкевич Леонид Павлович, Полякова Ирина Павловна, Линченко Андрей Александрович О понимании целостности в западной и восточной философии // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2013. №6 (178). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/о-ponimanii-tselostnosti-v-zapadnoy-i-vostochnoy-filosofii
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год