на первый
заказ
Дипломная работа на тему: Теоретические основы компаративистического анализа. -б. мольер основоположник жанра
Купить за 600 руб.Введение
Актуальность работы: комедии "Горе от ума" и "Мизантроп" широко известны во всём мире. Исследованием и изучением данных комедий занимались многие литературоведы, сколько исследователей, столько и мнений по поводу данных комедий. Поэтому нашим заданием является изучение опыта известных литературоведов, проанализировать его и сделать определённые выводы.Исследованиями творчества Грибоедова и Мольера занимались многие литературоведы, в данной работе используются работы таких литературоведов: Мультатули В.М., Гликман И.Д., Фомичев С.А., Булгаков М., Бояджиев Г.Н., Мещеряков В.П., Ивасютин Т., Якимович Т.
Комедия Александра Сергеевича Грибоедова была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов. В ней отражена борьба прогрессивно мыслящих людей с косным обществом дворян-крепостников, борьба нового мировоззрения со старым. Эту борьбу идей "века нынешнего" и "века минувшего" Грибоедов показал с точки зрения передового человека своего времени, близкого по взглядам к декабристам. Главный герой комедии - А. А. Чацкий.
Фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Пьеса писалась в те времена (1816-1824 гг.), когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что "вольнее всяких дышит". Свобода личности - вот мотив времени и комедии Грибоедова. И свобода от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его единомышленники стремятся к "искусствам творческим, высоким и прекрасным", мечтают "в науки вперить ум, алчущий познаний", жаждут "возвышенной любви, перед которой мир целый… - прах и суета". Всех людей они хотели бы видеть свободными и равными.
Стремление Чацкого - служить отечеству, "делу, а не людям". Он ненавидит все прошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство.
И что же видит он вокруг? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов, "денег, чтоб пожить", не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал - "умеренность и аккуратность", их мечта - "забрать все книги бы да сжечь".
Итак, в центре комедии - конфликт между "одним здравомыслящим человеком" (оценка Грибоедова) и консервативным большинством.
Неиссякаемый интерес к наследию Мольера неотделим от неизменного на протяжении больше трех столетий сценического успеха его лучших комедий, в том числе в России и на Украине.
Многообразны жанровые разновидности наследия Мольера: от фарсовой комедии интриги до социально-психологической и нравоописательной сатирической комедии характеров. Именно антидворянская и антимещанская сатира отчетливо свидетельствует о глубокой народности зрелого творчества Мольера. Один из его современников писал в 1660 году, что "Смешные жеманницы" были одобрены народом Парижа. Перефразируя это свидетельство, можно с полным основанием утверждать, что наследие Мольера в целом одобрено народами всех цивилизованных стран вплоть до наших дней [5;21].
По сегодняшний день пьесы Мольера не сходят со сцены многих французских театров, не случайно во французском театральном мире существует шутливая поговорка: "Что нового? - Мольер!".
Равноправие реализма и театральности, правды и поэзии, обличительной сатиры и жизнеутверждающего смеха в лучших комедиях Мольера - залог их бессмертия, как для читателей, так и для зрителей.
Оглавление
- Введение 3- Теоретические основы компаративистического анализа
- Ж.-б. мольер - основоположник жанра
- Высокой комедии
- А.с. грибоедов - драматург
- Специфика конфликта в комедиях мизантроп и
- Горе от ума
- Выводы 37
- Список использованной литературы 39
Заключение
Таким образом, можно сделать такие выводы:* компаративизм - (от лат. comparatives - сравнительный), в широком, общепринятом смысле слова - то же, что сравнительно-историческое литературоведенье); раздел истории литературы, изучающий сходства и различия, взаимоотношения и взаимодействия, связи и влияния литератур разных стран мира.
* высокая комедия, унаследовав главнейшие принципы комедии Ренессанса, ее этическую проблематику, оптимизм и народность, достигает значительного расширения тематического диапазона и обретает, открыто выраженную и сознательно проводимую гуманистическую тенденциозность. Она заявит свою народность как выражение боевой демократической идейности, ее мировосприятие будет основываться на современном философском материализме, а поэзия определится правдой человеческих переживаний, оптимистической верой в здоровые силы народа, общим жизнерадостным тоном действия. Новый, созданный Мольером жанр раскроется в небывалой для комедии емкости - проблемы социальные, философские, этические станут постоянным содержанием высокой комедии. Оставаясь в своих стилевых основах жанром классицистского театра, высокая комедия - диалектически, в силу социальной типизации характеров, в силу открыто выражаемой народности, - будет вырываться из рамок классицистской эстетики, направлять искусство драмы в сторону реализма, открывать обширнейшие перспективы новой драматургии.
* одни ценят в комедии "Горе от ума" картину московских нравов известной эпохи, создание живых типов и их искусную группировку. Вся пьеса представляется каким-то кругом знакомых читателю лиц, и притом таким определенным и замкнутым, как колода карт. Лица Фамусова, Молчалина, Скалозуба и другие врезались в память так же твердо, как короли, валеты и дамы в картах, и у всех сложилось более или менее согласное понятие о всех лицах, кроме одного - Чацкого. Так все они начертаны верно и строго и так примелькались всем. Только о Чацком многие недоумевают: что он такое? Он как будто пятьдесят третья какая-то загадочная карта в колоде. Если было мало разногласия в понимании других лиц, то о Чацком, напротив, разноречия не кончились до сих пор и, может быть, не кончатся еще долго.
Другие, отдавая справедливость картине нравов, верности типов, дорожат более эпиграмматической солью языка, живой сатирой - моралью, которою пьеса до сих пор, как неистощимый колодезь, снабжает всякого на каждый обиходный шаг жизни.
Но и те и другие ценители почти обходят молчанием самую "комедию", действие, и многие даже отказывают ей в условном сценическом движении.
Несмотря на то, всякий раз, однако, когда меняется персонаж в ролях, и те и другие судьи идут в театр, и снова поднимаются оживленные толки об исполнении той или другой роли и о самых ролях, как будто в новой пьесе.
* в комедии "Мизантроп" Мольер проводит антитезу между умным, непримиримым Альцестом, готовым вызвать на бой "весь род людской", и разумным и умеренным Филинтом, принимающим людей "как есть они". Симпатии автора явно находятся на стороне второго. У Грибоедова такой антитезы нет, но сомнения в верности поведения Чацкого просматриваются. Вспомним его пламенную патриотическую речь, обращенную к вальсирующим и играющим в карты (причем автор подчеркивает этот момент).
Список литературы
1. Пушкин А.С. Полн. Собр. соч.: В 10 т. Т.2 - М., 1949 - 515 с.2. А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников. - М., 1980 - 290 с.
3. Мультатули В.М. Мольер: биография писателя. - М., 1988 - 143 с.
4. Гликман И.Д. Мольер: критико-биографический очерк. - М., 1966 - 210 с.
5. Мольер Ж.-Б. Пьесы. - К., 1989 - 201 с.
6. Фомичев С. А. Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума". - М., 1983 - 320 с.
7. Булгаков М. Жизнь господина де Мольера. - М., 1980 - 170 с.
8. Бояджиев Г.Н. Мольер на советской сцене. - М., 1971 - 230 с.
9. Бояджиев Г.Н. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. - М., 1967 - 197 с.
10. Зарубежная литература в учебных заведениях - 1998 - № 5 - С. 15 - 17.
11. Мещеряков В. П. Жизнь и деяния Грибоедова. - М., 1989 - 270 с.
12. Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за 40 вечеров. - М., 1981 - 234 с.
13. Ивасютин Т. Жан-Батист Мольер в украинско-французских литературных связях (дооктябрьский период). - КГУ., 1983 - 239 с.
14. Якимович Т. Французская драматургия на рубеже 1960-1970-х годов. - К., 1973 - 240 с.
15. Ж.-Б. Мольер. Полное собрание сочинений: В 3 т. - М., 1985. Т. 1 - 340 с.
16. Пушкин А.С. Полн. Собр. соч.: В 10 т. Т.8 - М., 1958 - 473 с.
17. Пушкин А.С. Мысли о литературе и искусстве. - К., 1984 - 413 с.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год